belogorec_sneg (belogorec_sneg) wrote,
belogorec_sneg
belogorec_sneg

30 лет спустя и два года в Смоленске

На дворе зима 2017 года, 30 лет назад, зимой 1986-87 годов я проходил срочную службу в армии - это был полк связи авиации дальнего действия в городе Смоленске.

Все истории из серии "Города и веси" здесь - http://belogorec-sneg.livejournal.com/10270.html

Много раз я вспоминал именно эту зиму, т.к. после летнего провала инспекции Министерства обороны наш полк минимум дважды в месяц выезжал на полевые учения. Ездил я в то время примерно на таком автомобиле.


Тогда очень много говорилось о высокой боевой готовности наших вооруженных сил. Бессмысленно сейчас рассказывать о том, что старшим и младшим командным составом тащилось всё что могло быть продано или использовано в личном хозяйстве, и из-за чего в двигателях наших машин был залит не антифриз, а обычная вода. Зимой эту воду нужно было сливать, приехав в лес, после чего тащить на себе 40 литров горячей воды из ближайшей котельной, чтобы вернуться в город.


И вот, в очередной раз мы выехали на учения, когда температура опустилась заметно ниже 30 градусов, расставились на позициях и стали отрабатывать учебные задачи. Через пару дней последовала команда свернуться и выстроиться в колонну. Я как обычно притащил горячей воды, которая к тому моменту заметно поостыла, и как обычно залил её в двигатель - машина у меня была новая и заводилась всегда, что называется с "пол-оборота". Но не в этот раз...

Если кто не в курсе, скажу - слить её обратно при таком морозе не получится, замерзнут краны. В ход пошел "кривой стартер" и минут через десять, на мое счастье, двигатель "ожил" и ровно заработал. Я был мокрый как мышь и не замечал мороза - угроза разморозить двигатель миновала.

Понятно, что с этой проблемой столкнулись практически все экипажи - завестись тем вечером получилось примерно у половины колонны, вторая половина была вынуждена остаться в лесу... Понятно, что их обеспечили всем необходимым, но сам факт - половина батальона в мирное время и без единого выстрела просто не смогла продолжить движение.

Всё это было бы весьма банальной историей, если бы не одно НО... Среди нас, выехавших на учения, была пятая рота, в которой было не то пять, не то шесть таких же как и у остальных аппаратных. Так вот эти несколько автомобилей были заправлены антифризом и у них работали предпусковые подогреватели (что-то типа нынешних Вебасто) - они просто их включили, прогрели антифриз и без труда запустились. Минут через тридцать после команды они были готовы к маршу.

С тех когда вижу вокруг себя бардак самого разного рода, я воспринимаю его немного сдержаннее и спокойнее...

Во-первых, когда хочется кого-нибудь "пнуть" за ошибки, неплохо сначала посмотреть на себя, и если внимательно присмотреться, то окажется, что от меня любимого исходит тот же самый бардак, который я наблюдаю вокруг.

А, во-вторых, всегда найдется пятая рота, у которой всё заведется и так "шарахнет" по кому надо, что мало не покажется! Стоит только оглянуться назад, посмотреть на всю нашу историю "от царя Гороха", как станет понятно, что мы издавна идем этим самым неустроенным путём, но как-то Господь выводит среди этого кажущегося мрака.

Главное, чтобы хоть иногда, хоть в чем-нибудь, хоть в малом оказаться частью этой самой "Пятой роты"...

А теперь немножко истории... В прошлом году Смоленск встретил меня крепким морозом и белыми красивыми площадями.




Я посетил проходную своей бывшей части,которая, как мне сказали, не имеет больше отношения к связи той самой воздушной армии.



А так это выглядело 30 лет назад.



Моя присяга...



И первый выход в город после нескольких месяцев постоянных построений, приема пищи по команде и вечерних прогулок строевым шагом и с песней.



Смоленский Собор все также прекрасен.





А это я с мамой той самой зимой 1987 года.



В городе сохранен один дом, оставленный нетронутым со времен войны.



Второй год моей службы проходил заметно веселее и интереснее, т.к. меня перевели на штабной УАЗик и я стал бывать в городе практически каждый день - редкая удача для армии!



Теперь я продолжаю славную традицию езды на авто внедорожного типа - мой Субару после морозного зимнего переезда из Москвы.



Город мне снова понравился, особенно его центральная часть. Интересно решили вопрос с историческими названиями улиц.



Мы с супругой отлично прокатились, погуляли и посетили несколько музеев. Вот, например, в музее Конёнкова, мне понравился один экспонат - скульптура В.Ф. Купревича, советского академика. Она очень красноречиво свидетельствует о том, что порой ученики трёх классов ЦПШ знали о жизни больше, чем советские академики, впрочем, скульптура отражает что я имею ввиду.



Также заскочили в музей льна, производство которого на Смоленщине, к сожалению, умерло...



С тех пор, неподалеку от места моей службы, появился вот такой памятный знак - это стратегический бомбардировщик.



А рядом с ним две мемориальные таблички...




По дороге домой передо мной стояла задача найти место, в которое мы выезжали на учения, и это у меня получилось. К сожалению, не смог выехать прямо на ту точку, где стояла моя аппаратная, т.к. упавшее дерево преградило мне единственный подъезд.



Вот это называется капонир, в который заезжает автомобиль с кунгом и становится невидимым со стороны. Непосредственно в этом капонире стоял на первых своих учениях, снегу тогда было примерно столько же.



Добравшись пешком до места своей постоянной позиции я понял, что встать на привычное место не получилось бы, т.к. стояла моя машина прямо тут...





Все истории из серии "Города и веси" здесь - http://belogorec-sneg.livejournal.com/10270.html
Tags: Смоленск, города и веси, путешествие
Subscribe

Posts from This Journal “города и веси” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments