Дон_2017 год #6 Воронеж - Белогорье на солнечной энергии

Все части похода собираются здесь

http://belogorec-sneg.livejournal.com/1442.html

11 августа 2017 года в пятницу после рабочего дня состоялся запланированный выход на очередной участок сплава по Дону — от Воронежа до Белогорья. Протяженность маршрута составляла 249 км, на их прохождение изначально было запланировано четыре ходовых дня, однако обстоятельства требовали возвращения на работу во вторник и достижение цели оказалось под вопросом.

Прохождение 249 км за три ходовых дня с учетом возврата в Воронеж своим ходом — это натуральная гонка почище предыдущего этапа.

Схема маршрута

Еще дома график прохождения маршрута был продуман в деталях. Паузы возможны, но очень небольшие, поэтому было намечено несколько точек для досрочного завершения сплава на тот случай, если что-то пойдет не так.

Стартовать получилось только в районе 16:00, поэтому прибыл в Воронеж ближе к полуночи и припарковался у одного из отелей на платной парковке. Спал в машине, номер брать смысла не было, т.к. для выезда к реке было вызвано такси на 3:00.

К счастью, таксист меня вывез на ближайший левый берег у моста в Семилуках — на правом, где финишировал в прошлый раз, стояла очень шумная компания с музыкальным сопровождением. На воду вышел примерно в 4:00.

5:58 С сожалением вынужден отметить, что в районе Воронежа Дон ощутимо загрязнен, вода мутно-зеленого цвета с пузырями на поверхности.

Утренний Воронеж

12:31 Конечно же, по мере отдаления от крупных населенных пунктов вода постепенно осветляется и природа начинает радовать своими пейзажами

12:45 Укладка снаряжения и солнечной электростанции продуманы еще дома, для всего хватает места.

Весла наготове, а пока солнце активно, иду под электромотором. Скорость вместе с течение получается в районе 7-8 км/ч, но для обеспечения максимальной тяги мотора трех солнечных панелей по 100 Вт недостаточно, поэтому приходится идти попеременно то на веслах, то на моторе. Чем ближе солнце к зениту, тем дольше получается использовать мотор и меньше грести.

15:30 На подходе к Нововоронежской АЭС по причине работы мотора на максимальных токах и сильной жары, заметил, что вблизи одной из групп контактов появился дымок от плавящейся проводки. Диагноз был очевиден — плохой контакт привел к перегреву соединения. Пришлось немного повозиться, чтобы выключить из работы амперметры и как можно прямее соединить цепь от аккумуляторов до электромотора. Все получилось, но в дальнейшем постоянно следил за температурой мест соединения проводов. Электроустановка была важной частью плана по достижению цели — именно мотор призван был обеспечить прохождение дополнительных нескольких десятков километров за ходовой день, которые только на веслах пройти физически вряд ли было возможно.

16:46 Вскоре пейзаж берегов Дона начали оживлять выходы белых меловых пород, что очень радовало глаз и просилось в объектив фотокамеры.

16:50 Склоны холмов как будто вылеплены заботливой рукой Творца, а потому весьма живописны, особенно в лучах солнца, готовящегося к раскраске пейзажа мягкими закатными цветами.

17:02 Донское белогорье — это неповторимый ландшафт юга России.

Работы на веслах хватало, чем ближе к вечеру, тем меньше помогает мотор, последнее включение которого сделал чуть раньше 18:00, после чего совсем перестал его использовать дабы за оставшиеся два световых часа восстановить заряд аккумуляторов — чтобы они не вышли из строя, держать их нужно в заряженном состоянии.

В этом походе впервые за три года не получилось найти стоянку не только до заката, но и в сумеречный час — темнота сгущалась, а подходящего выхода на берег все не было. В итоге настал момент, когда стало совершенно невозможно разглядеть в темноте удобный подход.

Принял решение не спеша идти по центру Дона в ожидании восхода луны, который должен был состояться в районе 10:30, благо зеркало воды хорошо просматривается по причине того, что в нем отражается небо. Вообще в условиях отсутствия источников искусственного освещения мне пока не приходилось сталкиваться с кромешной темнотой, что называется, глаз выколи. Всегда от неба есть свечение, достаточное для того, чтобы различать необходимый минимум окружающего мира.

Ночь была теплая и ясная, в такую погоду можно идти хоть до рассвета. Метеориты падали один за другим, столько я их еще никогда не видел, даже попался экземпляр, оставивший широкий след, похожий на инверсионный след самолета, таявший в небе секунд 30.

В тот момент, когда решимость двигаться до рассвета достигла апогея, справа по борту в лунном свете открылся обширный песчаный пляж, на котором стояло несколько машин с палатками - в этот момент наступила полночь. Не раздумывая причаливаю и иду обозначить свое присутствие к туристам, правда своим видом и необычным плавсредством слегка напугал народ, но это не помешало нам познакомиться и немного пообщаться.

Быстро поставил палатку и улегся спать. Было понятно, что рассчитывать на подъем в три часа не стоит, лучше немного поспать, получилось что ночной греблей я как раз выбрал те километры, которые собирался пройти в ранние утренние часы.

В итоге поднялся в 5:00, а вышел в 6:00. Таким был мой лагерь (тент палатки уже свернул).

6:07 Первые повороты второго дня похода радовали своими холмистыми пейзажами правого высокого берега Дона.

8:39 Это уже гряда меловых гор, на которой стоит Коротояк, Острогожск и Дивногорье. Устье реки с красивым названием Тихая Сосна, слегка разочаровало — думал что речка более полноводна, однако взору предстало небольшой ширины сильно заросшее русло.

В 9:50 пришло время остановиться для плотного завтрака и просушки палатки после ночной росы.

Мое внимание привлекла узкая цветная полоска пляжа, состоящая из ракушечника и камушков — непонятно, как она именно тут образовалась. Площадка на берегу была покрыта сухой короткой травой, на которой удобной было разложить снаряжение, ветра почти не было.

Жаль только меловые горы Дивногорья были не видны за плотной береговой растительностью, ну да ничего, зато удобный берег и пляж позволили мне привести в порядок и себя, и снаряжение.

Ближе к полудню (12:10) почти дохожу до Лисок.

А в 12:30 на траверзе левого борта уже сам город, точнее его пляж. Надо сказать, что на участке от Воронежа до Белогорья мало какой населенный пункт стоит непосредственно на берегу Дона. Их присутствие чаще всего выдает большое количество неорганизованных выходов к воде, разного рода обжитых стоянок и рыбаков, поэтому Дон на этом участке практически не имеет урбанизированных пейзажей.

14:16 А вот за Лисками начинает "прорезаться" именно тот ландшафт, который и хотелось бы наблюдать, двигаясь по такой могучей реке как Дон.

14:54 Прохожу гряду меловых гор со множеством удобных стоянок и желаю себе найти что-то похожее к тому моменту, когда придет время становиться лагерем.

14:57 Оборачиваюсь на пройденный путь — это тоже нужно делать время от времени, чтобы не пропустить красивые виды.

На пути встречается р.Кирпичная, которая не впадает в Дон и исходит из него достаточно мощным потоком. На карте хорошо видно, что ниже она снова впадает в Дон и возникает искушение направиться по ней, т.к. это экономит порядка 10 км. Это искушение быстро подавлено, т.к. ширина реки не слишком большая, течение быстрое, а примерно через 2,5 км на карте показан мост, который вполне может оказаться непроходимым. Обнос моста может занять времени больше, чем прохождение дополнительных 10 км, да и иду я по Дону, а не по Кирпичной.

Чуть ниже встречаются местные жители, от которых узнаю, что на Кирпичной аж две дамбы, хотя по спутниковому снимку, который я посмотрел уже после возвращения, дамба только одна и она удобно обходится. Правда по поверхности воды видно, что поток тут несется достаточно бурный для равнинной реки, а мне лишние приключения не нужны. Фотографий Кирпичной в интернете мне найти не удалось.

16:20 Подхожу к одному из нередких крутых разворотов на 180 градусов. Чаще всего такие места красивы своей конусной береговой линией почти правильной формы.

16:25 Завершается крутой разворот Дона. В этот момент солнце начало светить мне в лицо и стало понятно, что небольшого обгара избежать не удалось несмотря на то, что закутался в бедуинскую повязку уже после завтрака. Не помогает даже шляпа, т.к. солнце хорошо отражается от воды... С руками и ногами все в порядке, т.к. иду оба дня практически все время одетым — в штанах и рубашке с длинным рукавом.

18:19 Наверное из окон и прогулочной площадки этого дома открываются красивые пейзажи.

18:21 Дон прижимается к очередной гряде меловых гор.

18:54 До заката остался примерно час, то темноты два. Не хочется еще раз на ощупь искать место для лагеря, пора определяться с местом, а по берегам снова заросли. Очень хочется остановиться под тем правым берегом, чтобы хоть раз за поход прогуляться на верх горы и сфотографировать закат и окружающий пейзаж.

19:28 Место под этим склоном нашел, но на другом берегу... Ну ничего страшного, зато смогу лечь спать пораньше — задумал очень ранний старт, чтобы как можно дольше идти без палящего южного солнца, морду нужно поберечь.

На следующий день поднялся в 2:00 и примерно через полчаса вышел на реку. Луна отлично освещала путь, воздух был приятно прохладен. На берегах ни души, даже рыбаков на стоянках было немного, сказывалось то, что это был понедельник.

5:22 Солнце, как ни странно, поднялось вовремя и начало дарить замечательные виды вкупе с туманом, поднимавшимся над Доном.

5:45 Появилась задумка как пройти до финиша при дневном зное, не поджарив окончательно лица. Решил грести по ночному и утреннему холодку очень активно и пройти по возможности 35 из оставшихся 70-ти километров, чтобы остаток пройти исключительно на моторе, пряча подгоревшие части тела от солнца.

Обильно выпавшая роса на солнечных панелях.

5:51 Этими холмами невозможно не любоваться!

6:07 Смотрел бы на них и смотрел...

7:40 На траверзе Костомарово, до конца маршрута осталось 35 км, пора включать мотор. Рассчитываю на среднюю скорость 5 км/час. Это означает, что финиш возможен примерно в 15:00, нормально, успею собраться и добраться до Воронежа.

7:43 Фиксирую показания навигатора. К сожалению, они не полные, т.к. в процессе возни с контактами случайно сбил показатели первого дня и на второй день вынужден был на дистанции 120 км обнулить данные.

Данные несложно сравнить с июльскими, когда шел от Задонска до Воронежа, где получилось настоящее "рубилово", отнявшее у меня много сил и физических и эмоциональных. Тот опыт заставил меня по другому распределить силы по дистанции, иначе на 250 км может просто не хватить сил.

7:56 Итак, двигаюсь в режиме релакса, мотор работает на той скорости, на которую хватает солнечной активности, а я созерцаю проплывающие пейзажи, которые в этом месте особенно хороши.

8:34 Оборачиваюсь на пройденный путь.

9:34 И снова смотрю на прошлое.

Пляж в Колодежном.

Небольшая стрекоза тоже интересуется солнечными панелями.

10:50 На траверзе Ступино. Это тоже способ добраться до воды с крутого берега, но, на мой взгляд, не слишком надежный. Метров 300 выше этого места, мне попалась наперерез плывущая гадюка, к которой попытался подойти поближе и снять на видео.

11:15 Устье реки Битюжок порадовало отличным песчаным пляжем и чистой, теплой водой — такое пропустить было никак нельзя и я с огромным удовольствием задержался здесь на полчасика для того, чтобы как следует искупаться и прогуляться по берегу. Тем, кто пойдет по Дону в этих краях, рекомендую приметить это место для ночевке или даже для дневки.

12:14 Завершаю левый поворот перед длинной финишной прямой, которая на самом деле слегка кривая, но от этого не менее красива.

12:54 А вот и эта могучая финишная кривая. Как мне кажется, именно с этого участка начинается настоящий Дон, который многие себе так и представляют.

13:36 На траверзе Верхний Карабут, которого практически не видно с реки (он немного позади этих склонов).

14:32 А вот и автомобильный мост, выбранный в качестве финишного створа.

14:38 Но до него я немного не дошел — слева по борту открылся вход в Бабинский затон, который оказался крайне удобным для схода с реки, т.к. подходил почти вплотную к автомобильной дороге.

Вот к этому месту для спуска катеров решено было причалить. Как выяснилось позже, это была частная территория, с которой меня попросили как можно быстрее убраться, чтобы не подвести местного работника, с которым мы в итоге познакомились — он оказался из Белогорья, мы пообщались на общие темы. Евгений, так его зовут, помог мне добраться до шлагбаума и нашел для меня координаты такси из Павловска. Часа через два машина уже везла меня обратно в Воронеж.

Самое время упомянуть о статистике движения под мотором без использования весла. Считаю их очень показательными и отвечающими на вопрос, сколько можно ожидать пройденных километров от трех солнечных панелей по 100 Вт за ходовой день. Многие байдарочники больше и не ходят, предпочитая отдых на берегу утомительному глотанию километров реки.

Все части похода собираются здесь

http://belogorec-sneg.livejournal.com/1442.html


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic