belogorec_sneg (belogorec_sneg) wrote,
belogorec_sneg
belogorec_sneg

Часть #3.5 Ходовые испытания - кина не будет!

Все части проекта собираются здесь - http://belogorec-sneg.livejournal.com/3299.html

Первого мая поднялся вместе с восходом - будильник ставил на 5:00, кошка попросилась в окно в 4:50, восход состоялся в 4:44.

В 6:00 был уже на стапеле.



Мог выйти и раньше, но специально дождался 7:00, чтобы легче было вести хронометраж. Утреннее небо, поначалу ясное, к моменту старта оказалось затянуто хоть и высокими, но плотными облаками. Уже через 50 минут аккумулятор был полностью посажен, зато от точки старта на моторе мне удалось дойти до половины первого круга, который был таким...



Достигнув конца маршрута я разворачивался и возвращался в точку старта. Длина одного круга составила около 4,9 км, запланировано было три полных оборота. Итак, посадив аккумулятор я встал на подзарядку - в этот момент выглянуло солнце и не заходило практически до конца испытаний, разве что слегка прикрывалась легкой облачностью.



Хронометраж хода и остановок в итоге вышел таким:


7:00 - старт 1-го круга
7:50 - остановка для зарядки (всего 50 минут хода)
9:00 - старт после зарядки (1:10 часов зарядки)
9:40 - финиш первого круга (всего 1:30 часов хода)
10:30 - старт второго круга (всего 2:00 часа зарядки)
12:00 - остановка на зарядку немного не доходя финиша 2-го круга (всего 3:00 часа хода)
12:40 - старт, закончен 2-й круг и начат 3-й (всего 2:40 часов зарядки)
14:00 - остановка на зарядку (всего 4:20 часов хода)
14:30 - старт финишного отрезка 3-го круга (всего 3:10 часов зарядки)
15:00 - общий финиш (всего 4:50 часов хода)

Хорошо видно, что в середине дня при высоком и активном солнце получалось проходить отрезки по полтора часа с получасовой остановкой для подпитки разряженного аккумулятора.

Некоторые итоги испытаний:

1. Скорость на второй прямой передаче составила 3 км/ч против течения и 4 км/час по течению. Против ветра скорость падает до 2 км/ч - двух панелей по 100 Вт и аккумулятора 10 А/ч явно недостаточно, чтобы длительное время противостоять порывам ветра, хотя рулится байдарка вполне нормально.
2. Скорость на пятой передаче составила 7 км/ч (попробовал на финише), при этом просадка аккумулятора происходит с космической скоростью, выигрыш 3 км/ч не стоит такой траты энергии. Есть смысл повторить тест с использованием третьей передачи.
3. Две панели на солнце обеспечивают ощутимую подпитку аккумулятора, получается что посадив на первой половине первого круга батарею, на полученной от солнца энергии удалось пройти еще пять таких же отрезков!
4. Веслом на дистанции пользовался мало, лишь периодически подруливал и несколько раз помогал идти против шквального ветра.
5. Под мотором у байдарки отличная курсовая устойчивость, даже веслом не получается сильно отклонить курс в сторону, в крутых поворотах удобнее рулить мотором.
6. Главный итог - система в целом работает с ощутимым эффектом, ведь под мотором пройдено почти 15 км.

Безусловно, такой движитель на любителя, многим совершенно не подойдет вариант движения со скоростью 4-5 км/ч. Хотя, если иметь запас емкости аккумулятора, то пару выходных дней эта установка обеспечит с избытком, ведь за три круга и почти 15 км я израсходовал порядка 60 А/ч - достаточно иметь батарею на 100 А\ч и можно кататься особо не рассчитывая на солнце. Если поставить две батареи по 100 А/ч, можно кататься на пятой передаче.

Мои соображения насчет испытанного движителя применительно к байдарке, таковы:

1. Как самостоятельный и единственный источник движения система не подходит.
2. В качестве "подпорки" к работе на веслах она позволит пройти дополнительные 10-20 % к дневной дистанции, а это немало.
3. Система отлично помогает при движении против сильного ветра - надо один раз попробовать, чтобы почувствовать эффект от её использования (пробовал выключать двигатель на сильном встречном ветре).
4. Проблема зарядки техники будет решена на всей дистанции похода. Вообще самостоятельная связка из 100-ваттной панели с аккумулятором 10 А/ч (вообще без мотора), которые несложно взять на группу туристов-водников (особенно на катамаранах), на мой взгляд, решит большинство задач.

Если сейчас меня спросить, считаю ли я полезным тащить с собой две панели, аккумулятор и мотор на очередной участок сплава по Дону, то не колеблясь отвечу - возьму обязательно!

Чтобы обеспечить автономный режим для катамарана, придется и емкость наращивать, и количество солнечных панелей + решать задачу либо аварийной зарядки аккумуляторов, либо резервного бензинового двигателя, но это вопросы следующего этапа.

P.S. Почему "кина не будет"? Кино про ходовые испытания было снято, но перед последним поворотом последнего круга, ниже пешеходного моста, зацепил винтом незнакомую для меня снасть (сколько я их обошел на двух реках). Пытаясь спасти её для дедушки-рыбака резко развернулся в байдарке для того, чтобы отгрести против течения задним ходом (двигатель почти успел выключить), попутно сбив веслом штатив с камерой.

Настроение было очевидно подпорчено... За день прилично устал, как будто греб, а не на моторе катался, морда обгорела, уже очень хочется спать, завтра на работу.



Все части проекта собираются здесь - http://belogorec-sneg.livejournal.com/3299.html
Tags: Клязьма, Хатанга, байдарка, самоделки, солнечная энергия, сплав, туризм
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 5 comments